В опросе, проводимом pavlikk, я проголосовал «против».
Решил осветить свою позицию и у себя в блоге:

Начну с Бориса Николаевича Ельцина и эпохи его правления:

Так случилось, что по своей работе я иногда посещаю закрытые мероприятия в одном из московских бизнес-клубов, на которых присутствуют представители политической и бизнес элиты. Ну, просто, повезло мне.
В прошлом году на одном из таких мероприятий Егор Тимурович Гайдар презентовал свою книгу «Гибель империи. Уроки для современной России». Книга в исторических цифрах и фактах описывает ситуацию в Советском Союзе с конца 70-х и до начала 90-х годов, подробно объясняя экономические предпосылки развала СССР и перехода к «шальным» 90-м годам. Не буду вдаваться в детальный пересказ этой замечательной книги, могу просто порекомендовать прочитать её всем, кто интересуется политикой и экономикой. В ней содержатся ответы на очень многие вопросы, которые здесь прозвучали - и про нефть, и про золото партии и про многие другие вещи. Приобрести её можно, например, здесь.
Вкратце основная её идея заключена в том, что из-за уничтожения сельского хозяйства в советские годы СССР был вынужден закупать продовольствие за границей за твёрдую валюту, а при слабом развитии промышленности и «железном занавесе» основным источником валюты на 90% являлась нефть. Поэтому, когда произошел спад цен на нефтяном рынке (в конце 70-х годов) СССР начал шататься, тратя резервы на покрытие внешнеэкономического разрыва, залез в долги и упал, рассыпавшись, как колосс на глиняных ногах.
Ничего такая структура экспорта не напоминает в настоящем времени?
Так вот, возвращаясь к Ельцинской эпохе…
Так уж случилось, что после разрушения СССР цены на нефть еще достаточно долгое время находились на низком уровне. Промышленность, в том числе нефтедобывающая, пришла в упадок, поэтому те долги, которые были сделаны при Борисе Николаевиче, были направлены именно на восстановление ресурсодобывающей отрасли, разумеется, за вычетом затрат на коррупцию и воровство, но главной цели они добились.
Касательно незаконной приватизации нефтянки и прочих отраслей в 90-х годах и переходу к олигополии, на той Гайдаровской презентации у меня была очень интересная дискуссия с господами Ясиным и Нечаевым, которые в разное время в 90-х были министрами экономики. Они честно сказали, что приватизация промышленности страны небольшой частью людей была вынужденной необходимостью, поскольку «красные директора», привыкшие жить в плановой экономике, были неспособны приспособиться к новой действительности и вели заводы в ещё больший упадок, что вызвало такое количество долгостроев, не завершенных до сих пор.
Несомненно, это нечестно.
Но нечестно относительно микроэкономического восприятия отдельных людей, включая, кстати, и меня самого, ибо, давайте признаемся честно, нам просто обидно и завидно, что мы не попали в эту олигархическую группу.
Однако, если мы посмотрим на эту проблему с макроэкономической точки зрения, то увидим, что эта нечестность была печальной необходимостью, спасшей страну от ещё больших потрясений.
Так что же Борис Николаевич?
Именно эпоха Бориса Николаевича и тот сумасшедший дом, который творился в 90-х годах, заложили основу бизнеса и современной относительно рыночной экономики России и зажгли во многих людях искру предпринимательства, из которой, при правильной политике государства, через несколько лет разгорится пламя, способное вскипятить котёл нашей экономики.
Я с очень большим уважением отношусь к Борису Николаевичу, Егору Тимуровичу и прочим ярким политическим деятелям той эпохи. Они приняли на себя такой удар, способный уничтожить не только СССР, но и Россию и ввергнуть её в пучину гражданской войны, по сравнению с которой 10 лет Чечни показались бы нам раем, и смогли выдержать его, не сломавшись и сохранив страну.
Ельцин был отличным президентом.

Теперь об эпохе Путина:

Почему же я всё-таки «против»?
Как я упоминал выше, структура экспорта СССР привела страну к гибели от первого серьезного кризиса на нефтяном рынке. Пока Борис Николаевич восстанавливал добывающие отрасли наша экономика всё ещё продолжала находится в прямой зависимости от невысоких, но плавно растущих нефтяных цен.
Помните 98-й год и «жуткий кризис в экономике России»?
Посмотрите на нефтяные котировки того времени, и Вы увидите, что он был вызван небольшим падением мировых цен на чёрное золото…
Страшно, правда? А знаете, что самое страшное? То что динамику цен на нефть невозможно предсказать… Просто не существует математических моделей, описывающих её. Если мечтаете получить Нобелевскую премию, попробуйте разработать…
Так вот, Владимир Владимирович…
Я думаю все согласны, что при нм всем стало жить гораздо легче в финансовом плане. Столько иномарок новых теперь у нас продаётся… просто жуть… Плазменные панели в домах появились… компьютеры с ноутбуками и мобильными телефонами…
Проблема, правда, заключена в том, что большая часть этой техники, а так же всего остального привозится к нам из-за границы.
А появилось всё это у нас из-за того, что в стране очень много денег, благодаря ценам на нефть, которые всё ползут и ползут вверх… на днях даже $120 за баррель переросли.
Именно по этой причине, Владимир Владимирович смог расплатиться с долгами, сделанными при Борисе Николаевиче.
А что теперь? Денег много, но пользоваться ими мы так и не научились. Поэтому за все восемь лет правления господина Путина, мы так и остались на уровне развития эпохи Бориса Николаевича. Давайте рассмотрим структуру экспорта России: нефть, газ, немного алюминия и прочего барахла, добытого из невосполняемых источников.
Конечно, можно вспомнить, что мы перестали быть «сырьевым придатком», а в эпоху правления Владимира Владимировича стали «гарантом энергетической безопасности».
Гениальный ребрэндинг, снимаю шляпу.
Те же яйца, но вид сбоку.
Правда, если вдруг непредсказуемая цена на нефть упадёт, мы все окажемся в полной жопе.
Теперь о неумении тратить.
Помним про стабилизационный фонд и триллионы долларов золотовалютного резерва?
Как ни странно, но я считаю главной заслугой президента Путина помимо Олимпиады еще и то, что этот фонд сохранён, а не распилен под государственные программы.
Казалось бы странно – не умеем тратить, деньги пылятся на счетах и в подвалах, и это хорошо? Да. Хорошо.
Проблема заключена в том, что государственные программы, на которые можно их потратить – «Доступное жильё», «Электронная Россия» и всякие прочие громкие названия, предполагают существенное финансирование на протяжении 20-25 лет, а что будет за этот период времени с нефтью – непонятно. Может вообще будет нахрен никому не нужна. Трудно представить, но достаточно вспомнить, что 25 лет назад компьютеров-то почти не было, а теперь мы от них полностью зависим.
Возникает резонный вопрос: «Что дальше-то с этими триллионами делать и как слезть с нефтяной иглы?».
Вот здесь как раз и заключена самая большая ошибка президента Путина – а мы сейчас ничего с ними делать не можем…
Инвестировать за границу – не позволит «общественное мнение» и «кремлевская элита». Тратить в России – не на что, ибо во время правления Путина созданная вертикаль власти задавила предпринимательскую активность и малый бизнес. Нормально работают только нефтекачалки… Помните песню группы «Бандэрос» под названием «Еще чуть-чуть и прямо в рай», по радио крутили часто… Очень правдивые слова: «Если есть своя скважина значит всё заряжено, значит жизнь налажена». По этой причине умирает ВАЗ, ГАЗ, авиастроение, новые технологии, сельское хозяйство, и, что самое обидное нефтепереработка. Производить что-то более сложное, чем полезные ископаемые и окна ПВХ стало практически невозможно, уж поверьте мне, у нас на MBA уже куча предметов была по финансовому, налоговому и производственному менеджменту… это п…дец какой-то.
Всё что требует серьёзных капитальных затрат практически отсутствует. Деньги на это есть только у государства, которое не умеет эффективно управлять собственностью, и у международных фондов, которые не хотят вкладываться в Россию из-за слишком высоких рисков, связанных с вертикалью власти. Помним Русснефть и Михаила Гуцериева, который построил за три года реально хорошую компанию и не договорился с Кремлём? И где он теперь? Прячется в Лондоне…
Проблема Путина заключена именно в том, что, имея огромные финансовые ресурсы и восемь лет президентского правления, он не создал механизм развития производства в стране, а посему «низачот». Эффективность стремится к нулю…